квалификационная характеристика преподавателя дистанционного
обучения: предложения по структуре и содержанию
Никуличева Наталия Викторовна (nikulicheva@mail.ru)
Федеральный институт развития образования (ФИРО), г. Москва
Статья содержит предложения по структуре и содержанию квалификационной
характеристики преподавателя дистанционного обучения (ДО): должностные обязанности,
требования к знаниям и требования к квалификации, созданные на основе компетенций
и видов деятельности преподавателя ДО.
Проблема качественной подготовки преподавателей ДО стоит на первом
месте среди проблем внедрения ДО в образовательные учреждения (ОУ). Необходима квалификационная
характеристика как единый документ для формулировки требований к подготовке специалистов,
которые следует внести в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих, поскольку в этом разделе не представлены квалификационные требования
к преподавателям ДО. Такое положение создает сложности с пониманием должностных
обязанностей преподавателей ДО, предъявляемых требований к знаниям, к квалификации,
что существенным образом затрудняет развитие ДО в ОУ России, сказывается на рейтинге
России в международных исследованиях качества образования (PISA и др.). Появление
должности преподавателя ДО в учебных заведениях позволит ещё и узаконить деятельность
тех педагогов, кто до сих пор занимался ДО, но числился очным преподавателем и получал
оклад за очные часы. Новая должность даст право ввести новую экономическую систему
оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам.
Преподаватель, виртуозно владеющий всем необходимым инструментарием
и методикой ДО, способен с одинаковой эффективностью преподавать свой курс очно,
дистанционно и очно-дистанционно. Это позволяет выбрать для всех участников процесса
ДО наиболее оптимальный режим работы (по времени, условиям, использованию ИКТ),
сочетать научную и педагогическую деятельность, получать дополнительный заработок,
расширив круг обучающихся.
Квалификационная характеристика — это официальный и достаточно стабильный
документ наряду с образовательным стандартом и учебным планом. Квалификационная
характеристика каждой должности должна иметь три раздела: «Должностные обязанности»,
«Должен знать» и «Требования к квалификации». Опираясь на компетенции, виды
деятельности, уровни, цели и задачи преподавателя ДО, можно сформулировать его должностные
обязанности, требования к знаниям и квалификации, которые у преподавателя ДО такие
же, как и у обычного преподавателя, но дополнены спецификой ДО. Ниже приведены эти
дополнения.
Дополнения в раздел «Должностные обязанности».
Преподаватель ДО:
1. Изучает подходы к организации
учебного процесса ОУ через интеграцию ДО с различными формами получения образования,
теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального
и группового обучения при ДО.
2. Совершенствует свою работу
со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме.
3. Организует и контролирует
самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории
(программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов.
4. Соблюдает права и свободы
обучающихся при общении в форумах, чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций.
Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию
обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения.
5. Осуществляет контрольно-оценочную
деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания
в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации).
6. Проводит он-лайн и офф-лайн
консультации, Интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия.
7. Разрабатывает рабочие программы
по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание
и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном
объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за
качество подготовки выпускников.
Дополнения в раздел «Должен знать».
Преподаватель ДО должен знать:
1. Законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО.
2. Понятийный аппарат ДО.
Модели ДО.
3. Формы организации учебного
процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому
предмету при ДО.
4. Психолого-педагогические
особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет при
ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО.
5. Особенности работы преподавателя
в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной
деятельностью учащихся при ДО.
6. Порядок использования современных
форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО.
7. Современные педагогические
технологии в системе ДО.
8. Основы работы с программным
обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием.
9. Организацию мониторинга
ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО.
10.Профессиональные
компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной
среде.
Дополнения в раздел «Требования к квалификации» преподавателя
ДО:
1. Высшее (или среднее) профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области,
соответствующей преподаваемому предмету), либо дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в ОУ.
2. Стаж педагогической работы
не менее 2 лет.
3. Курсы повышения квалификации
по направлению «Подготовка преподавателя ДО», «Организация ДО в ОУ».
В данной статье описаны результаты проведённого исследования по
формированию структуры и содержания квалификационной характеристики преподавателя
ДО Кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного
потенциала научно-педагогических кадров ФИРО.