Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ИТО-2011 \ Секции \ 3.2 - Дистанционное обучение

Авторы доклада:


сменить фотографию
Никуличева
Наталия Викторовна

Текст доклада:

квалификационная характеристика преподавателя дистанционного обучения: предложения по структуре и содержанию

Никуличева Наталия Викторовна (nikulicheva@mail.ru)

Федеральный институт развития образования (ФИРО), г. Москва

Статья содержит предложения по структуре и содержанию квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения (ДО): должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации, созданные на основе компетенций и видов деятельности преподавателя ДО.

Проблема качественной подготовки преподавателей ДО стоит на первом месте среди проблем внедрения ДО в образовательные учреждения (ОУ). Необходима квалификационная характеристика как единый документ для формулировки требований к подготовке специалистов, которые следует внести в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, поскольку в этом разделе не представлены квалификационные требования к преподавателям ДО. Такое положение создает сложности с пониманием должностных обязанностей преподавателей ДО, предъявляемых требований к знаниям, к квалификации, что существенным образом затрудняет развитие ДО в ОУ России, сказывается на рейтинге России в международных исследованиях качества образования (PISA и др.). Появление должности преподавателя ДО в учебных заведениях позволит ещё и узаконить деятельность тех педагогов, кто до сих пор занимался ДО, но числился очным преподавателем и получал оклад за очные часы. Новая должность даст право ввести новую экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам.

Преподаватель, виртуозно владеющий всем необходимым инструментарием и методикой ДО, способен с одинаковой эффективностью преподавать свой курс очно, дистанционно и очно-дистанционно. Это позволяет выбрать для всех участников процесса ДО наиболее оптимальный режим работы (по времени, условиям, использованию ИКТ), сочетать научную и педагогическую деятельность, получать дополнительный заработок, расширив круг обучающихся.

Квалификационная характеристика — это официальный и достаточно стабильный документ наряду с образовательным стандартом и учебным планом. Квалификационная характеристика каждой должности должна иметь три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». Опираясь на компетенции, виды деятельности, уровни, цели и задачи преподавателя ДО, можно сформулировать его должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, которые у преподавателя ДО такие же, как и у обычного преподавателя, но дополнены спецификой ДО. Ниже приведены эти дополнения.

Дополнения в раздел «Должностные обязанности».

Преподаватель ДО:

1.   Изучает подходы к организации учебного процесса ОУ через интеграцию ДО с различными формами получения образования, теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального и группового обучения при ДО.

2.   Совершенствует свою работу со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме.

3.   Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории (программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов.

4.   Соблюдает права и свободы обучающихся при общении в форумах, чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций. Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения.

5.   Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации).

6.   Проводит он-лайн и офф-лайн консультации, Интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия.

7.   Разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Дополнения в раздел «Должен знать».

Преподаватель ДО должен знать:

1.   Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО.

2.   Понятийный аппарат ДО. Модели ДО.

3.   Формы организации учебного процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету при ДО.

4.   Психолого-педагогические особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет при ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО.

5.   Особенности работы преподавателя в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной деятельностью учащихся при ДО.

6.   Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО.

7.   Современные педагогические технологии в системе ДО.

8.   Основы работы с программным обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием.

9.   Организацию мониторинга ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО.

10.Профессиональные компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной среде.

Дополнения в раздел «Требования к квалификации» преподавателя ДО:

1.   Высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету), либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в ОУ.

2.   Стаж педагогической работы не менее 2 лет.

3.   Курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя ДО», «Организация ДО в ОУ».

В данной статье описаны результаты проведённого исследования по формированию структуры и содержания квалификационной характеристики преподавателя ДО Кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров ФИРО.

Дополнительные возможности: