Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

Проблемы и возможности автоматизации управления образовательными учреждениями (ВУЗами и ССУЗами)

Сиротенко Владимир Георгиевич (sirv@komkon.ru

Группа компаний «Комкон проект» (ГК «Комкон проект»), г. Москва

Более 6 лет специалисты ГК «Комкон проект» сотрудничают с ВУЗами и ССУЗами с целью разработать программу для их управления. Результатом стал программный продукт — «Комкон. ВУЗ. Деканат 8». В 2/3 обследованных учреждений информационная система управления образовательным процессом (ИСОУП) отсутствовала. В докладе рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием ИСОУП и варианты их решения.

Обзор «узких» мест в управлении высшим/средним образовательным заведением

Отсутствие автоматизации управления образовательного учреждения выражается в появлении «узких мест» и характеризуется следующими явлениями (классифицированы по причине происхождения):

1. Работа преимущественно ведется вручную. В связи с этим:

·       Повышается вероятность ошибок из-за человеческого фактора.

·       Возникают проблемы в построении произвольных отчетов (в том случае, если информационные потребности руководства неизвестны заранее).

·       Появляется зависимость от исполнителя, уход или болезнь которого тормозит своевременное выполнение поставленных задач.

·       Снижается оперативность формирования отчетных форм.

·       Возникают неоправданные трудозатраты квалифицированного персонала на обработку информации (например, при ведении личных дел абитуриентов, перевод студентов с курса на курс, «подъем» личного дела из архива).

2. Отсутствие единого информационного пространства и «лоскутная» автоматизация отдельных подразделений сопровождаются:

·       регулярным дублированием учетных функций и обработки первичных документов в различных подразделениях

·       значительными временными затратами на движение документов между исполнителями при наличии территориально удаленных подразделений.

·       различиями в структуре однотипных документов, подготавливаемых факультетами.

3. Работа с бумажными носителями приводит к:

·       риску потери информации и затруднительности ее восстановления

·       отсутствию поисковой системы. В свою очередь это создает большие временные затраты на поиск необходимой документации в архиве.

Пути решения

Как показывает практика, создание единого информационного пространства посредством автоматизации всех подразделений АУП решает большинство выше названных проблем. Методы решения каждое конкретное учреждение выбирает исходя из своих ресурсов. Кто-то использует т.н. «самописные» конфигурации. Их преимущество – в возможности изначально построить систему под индивидуальные особенности. В то же время можно выделить два недостатка – во-первых, в большинстве случаев у местных программистов не хватает технических/человеческих ресурсов на полную автоматизацию всех подразделений, во-вторых, нередко возникают сложности с точным соответствием законодательству. Другой вариант – приобретение готовой лицензионного программного продукта, характеризующегося высокой масштабируемостью и возможностью изменять конфигурацию под индивидуальные требования.

Оптимально подобранная ИСОУП должна выполнять следующие поставленные задачи:

Создание общей информационной базы, которая объединит процессы и результаты работы всех подразделений – деканата, приемной комиссии, бухгалтерии, отдела кадров, учебной части. В свою очередь это позволит избежать дублирования ввода информации, минимизировать риски, связанные с человеческим фактором (ошибочное формирование или утрата данных), а также централизация формирование статистической и произвольной отчетности;

·       Автоматизация ввода, обработки и хранения данных по преподавателям, аспирантам, выпускникам, студентам и абитуриентам в рамках ИСУОП;

·       Автоматизация составления расписания и формирование его в электронном виде;

·       снижение риска несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;

Обзор ИСОУП «Комкон:ВУЗ. Деканат 8»

При разработке «Комкон:ВУЗ. Деканат 8» была выбрана проверенная современная технологическая платформа – «1С:Предприятие 8». Опыт разработки аналогичного решения на платформе седьмой версии, тесное сотрудничество с рядом высших и средних учебных заведений позволил расширить функционал и лучше понять потребности высшей школы.

Программа состоит из 4 взаимосвязанных подсистем: «Приемная комиссия», «Кадровый учет студентов», «Деканат» и «Расчет стипендии».

Каковы преимущества и недостатки рассматриваемого программного обеспечения?

Основные преимущества:

1. Модуль «Приемная комиссия» позволяет автоматизировать:

·       Подготовку приемной комиссии.

·       Прием документов от абитуриентов:

·       контроль количества поданных заявлений о приеме на несколько специальностей в одном ВУЗе. (В соответствии с внесенными изменениями, с 2010 года абитуриент может одновременно подавать документы только в пять ВУЗов на три специальности в каждом из них);

·       формирование личного дела абитуриента (личные данные; сведения об образовании; предъявляемые результаты, засчитываемые при вступительных испытаниях; результаты ЕГЭ; сведения о поступлении; дополнительные сведения); печать заявления;

·       контроль сдачи оригиналов документов.

·       Формирование групп абитуриентов;

·       Прием вступительных испытаний:

·       возможность формирования рейтингового списка абитуриентов по результатам сдачи экзамена.

·       Зачисление.

2. Модуль «Кадровый учет студентов» автоматизирует следующие операции:

·       зачисление/перевод/перевод на курс/условный перевод/отчисление/восстановление/ окончание;

·       изменение контракта;

·       академический отпуск / допуск к учебному процессу;

·       индивидуальный график посещения;

·       взыскания / поощрения;

·       личные данные / изменение фамилии;

·       формирование кадровых приказов различных видов как по отдельному студенту, так и списком – 14 видов приказов;

·       формирование справок для обучающихся и обучавшихся студентов;

·       формирование произвольной отчетности.

3. Модуль «Деканат»:

·       ввод и формирование программы обучения и учебных планов по каждой специальности с указанием дисциплин, преподаваемых в каждом семестре и разбивки по часам по видам занятий (например, лекционных, семинарских, самостоятельной подготовки и т.п.) и формам контроля;

·       формирование аттестационных ведомостей и регистрация результатов аттестации;

·       формирование учебной карточки студента и вкладыша к диплому;

·       мониторинг учебного процесса;

·       формирование отчетности.

4. Модуль по расчету стипендий позволяет проводить:

·       назначение, корректировка, снятие стипендий;

·       начисление и выплата стипендий (через банк или кассу);

·       депонирование и возврат стипендий с депонента.

5. Устойчивая работа в многопользовательском режиме

Недостатки и методы их решения:

1.   На данный момент отсутствует обмен данными с бухгалтерской и расчетной (для расчета заработной платы) компонентами. Решается за счет создания обработки для выгрузки данных в программу по бухгалтерскому учету.

2.   Отсутствует учет платного образования. Данная проблема также решается посредством обработки и последующего учета платного образования в функционале бухгалтерской программы для бюджетных учреждений.

Дополнительные возможности: