Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

Расширение Возможностей Учителя физики при работе с учебником, имеющим электронный аналог и дидактические материалы в ИНтернет и на CD-носителе

Ханнанов Наиль Кутдусович (khann@dio.ru)

Институт научной информации и мониторинга РАО, г. Черноголовка

Чижов Геннадий Александрович (gachizhov@msn.com)

Физический факультет МГУ, г. Москва

Проанализирован первый в России пример создания параллельных полиграфической и электронной версий школьного учебника по физике и дидактических материалов к нему в Интернет, на CD и на бумажном носителе. Показано расширение возможностей для углубленного изучения предмета при комбинированном использовании созданных материалов.

Еnhancement of school-teacher abilities by using textbook on physics IN combination with multimedia e-book analogue.

Khannanov Nail (khann@dio.ru)

Institute of scientific information and monitoring of the Russian Academy of Education, Chernogolovka, Moscow region, Russia

Chizhov Gennadii (gachizhov@msn.com)

Moscow State University, Faculty of Physics, Russia

The first example of integration of textbook and multimedia e-book on physics for Russian school is analyzed. The possibility of combination free internet resources, digital resources in CD and polygraphic data in school practice is discussed. Enhancement abilities to deeper physics studies by combination of resources was shown.

Полиграфические издательства пока с большим трудом идут на дублирование и распространение полиграфических изданий в электронном виде. По грантам министерства образования и науки в 2008 году созданы и выставлены в открытом доступе в Интернет [1] цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), сопровождающие рекомендованные для школы полиграфические учебно-методические комплекты (УМК) [2,3]. В состав ЦОР входят методические рекомендации и поурочное планирование курса с использованием этих ресурсов. Для [2] предлагается альтернативное планирование уроков как с использованием только полиграфического учебника и задачника, так и с использованием полиграфического учебника и ЦОР, размещенных в Интернет.

Апробация набора ЦОР в г. Магнитогорске (учитель Л.С. Малярова), г. Перми (учителя И.В. Рожкова и Н.В. Беляева), г. Ачинске (учитель Г.А. Шкуратова) показала, что доля уроков, на которых может быть использованы ЦОР, колеблется в зависимости от темы в пределах 20% — 70%. Эти опытные преподаватели отметили образцы объектов в составе ЦОР, которые они признают безусловно полезными для своей преподавательской деятельности. По их замечаниям были исправлены технические, дизайн-эргономические и методические недочеты ЦОР. В силу ограниченности объема созданных ЦОР, не все темы курса могут быть в равной степени сопровождены такими типами объектов, как интерактивные обучающие задания, интерактивные модели и т.д., роль которых для развития творческих способностей школьников отмечают учителя-апробаторы. Некоторые из них предлагали включить в электронные ресурсы к УМК текст учебника и задачника.

Благодаря усилиям фирмы «1С», разработанные к учебнику [2] ЦОР были дополнены:

·       электронной версией учебника, иллюстрированной мультимедиа объектами;

·       презентациями к каждому уроку курса, согласно поурочному планированию;

·       обучающими заданиями для закрепления понятий и процедур;

·       текстами контрольных работ для распечатки;

·       исследовательскими заданиями по анализу встроенных видео-фрагментов с использованием цифрового инструмента «1С:Измеритель».

На основе этих материалов выпущено электронное издание [4]. Оно делает УМК для классов физико-математического профиля уникальным, поскольку включает как полиграфическую, так электронную версию учебника, входящего в перечень учебников, рекомендованных для использования в средней школе. Кроме того, УМК содержит задачник и набор интерактивных заданий, закрепляющих понятия каждого параграфа учебника. «1С:Измеритель» позволяет выполнять задания, проводя покадровый просмотр видеофрагмента, получения таблицы координат движущегося объекта в разные моменты времени и дальнейший анализ полученных таблиц данных в редакторе таблиц Excel.

Учитель может организовать уроки, самоподготовку учащихся и контроль их знаний, комбинируя материал учебника, задачника, заданий, мультимедиа-объектов, содержащихся на CD-носителе и в Интернет. Исследовательские задания с покадровой обработкой видео файлов, галерея тематических анимаций и моделей могут быть основой докладов учащихся, связанных с тематикой изучаемых тем. Характерным отличием данного комплекта является также авторский контроль, как за полиграфическими изданиями, так и за созданием электронных ресурсов. Благодаря этому во второе издание полиграфического учебника внесены изменения, возникшие при подготовке электронного издания, при подготовке книги для учителя, по просьбе учителей – апробаторов будут даны сценарии уроков с использованием электронных ресурсов. Часть таких сценариев опубликована в [5].

Литература:

1.   «Физика, 10 класс», Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. , Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://school-collection.edu.ru

2.   Г.А. Чижов, Н.К. Ханнанов, «Физика, 10 кл.: Учебник для классов с углубленным изучением физики» — М. : Дрофа, 2003

3.   Н.К. Ханнанов, Г.А. Чижов, Т.А. Ханнанова, «Физика. Задачник. 10 кл.» — М. : Дрофа, 2004

4.   Образовательный комплекс (электронное издание на CD) «1С:Школа. Физика, 10 класс», под ред. Н.К.Ханнанова, М.: 1С-Паблишинг, 2008

5.   Н.К. Ханнанов, «Настольная книга учителя физики. 7-11 классы» – М.: Эксмо, 2008

Дополнительные возможности: