Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ИТО-2008 \ Секции \ V. - ИКТ в управлении образованием.

Авторы доклада:


сменить фотографию
Кушнир
Михаил Эдуардович

Текст доклада:

ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Кушнир Михаил Эдуардович (sch45@mtu-net.ru)

ГОУ Гимназия № 45, г. Москва

В свете последних тенденций электронный журнал (ЭЖ) из робких инноваций должен превратиться в средство тестирования профпригодности учителя. Это значит, что проблема внедрения ЭЖ выходит из зоны интереса энтузиастов и становится актуальной для всех. В связи с этим анализ нашего опыта внедрения ЭЖ как энтузиастов данного направления на протяжении нескольких лет может быть тоже полезен.

Кому нужен ЭЖ?

Прежде, чем говорить об инерционности и традиционности — неизбежных и во многом позитивных чертах школы как института,- стоит осознать условия, при которых ЭЖ может проявить свои выигрышные черты.

1. Все участники учебного процесса должны иметь более простой доступ к Интернет, чем к бумажному классному журналу.

·       Единственный, кто всегда получит выгоду от ЭЖ — администрация, особенно, заместитель директора по учебной работе, т.к. в любом разговоре под рукой всегда будет вся информация. Однако, чтобы испытать удовлетворение от ЭЖ, необходимо обеспечить своевременный ввод в него информации — а это серьезная работа, требующая от администратора незаурядных усилий, масштаб которых существенно зависит от мотивации учителей.

·       Если у учителя ограничен доступ к Интернет, единственное преимущество ЭЖ для него — в отсутствии боязни к утере журнала. Издержки времени на освоение технологии и необходимость ломки привычек затенят все удобства — они даже при наличии доступа будут пугать многих.

·       Отсутствие доступа к Интернет у учеников и их родителей не позволит им почувствовать разницу — это останется внутренним делом школы. Единственное, что может компенсировать для них отсутствие Интернет, использование в качестве связи SMS, но это может быть актуально только в экстренных случаях. При нормальном процессе сбор случайно залетающих сообщений трудно считать удобным инструментом, т.к. картина вырисовывается из совокупности результатов, которую SMS дать не может.

2. Помимо наличия физической доступности сети для работы с ЭЖ, существенным фактором является ментальная готовность участников к жизни в Интернет.

3. Если путешествия по сайтам, электронная почта вне традиционных интересов и деятельности участников, им психологически сложно воспринять возникающие в ЭЖ новые возможности — они просто не будут их использовать.

4. Информационной основой ЭЖ должен быть сайт школы.

5. Отсутствие в сети иной информации, кроме предусмотренной в ЭЖ, будет восприниматься с недоумением и, возможно, раздражением. По сути, это иной стиль информационной деятельности, который нужно не просто освоить, а проникнуться им. В первую очередь, это должно стать потребностью администрации — тогда, под напором постоянных вопросов и напоминаний, учителя тоже начнут мыслить категориями открытой публикации информации на сайте.

О каких выигрышах при переходе к ЭЖ можно говорить?

1.   Если разумно администрировать ИТ ресурсы (в частности, своевременно и правильно делать резервные копии всего, что нужно для восстановления ИТ в случае сбоев), утеря журналов школе не грозит.

2.   Вся необходимая для обсуждения или принятия решения информация об учебном процессе всегда под рукой

3.   Все архивы могут храниться сколь угодно долго без существенных трудностей с занимаемым пространством.

4.   Доступность информации распространяется на весь Интернет в соответствии с теми правами, которые определены администратором.

5.   Тем, кто насмотрелся фильмов про хакеров, хочу напомнить, что утечка информации чаще всего делается не посторонними людьми, а собственными сотрудниками, причем, осуществить ее в отношении бумажного журнала существенно проще, чем в отношении электронного.

6.   (Следствие п.4) Исчезают претензии родителей в отношении неосведомленности об успеваемости их чад.

7.   При наличии у учеников и их родителей доступа в Интернет появляется возможность освободить классных руководителей от еженедельной обязанности переносить отметки из журнала в дневник, т.к. отметки могут рассылаться автоматически по электронным адресам либо доступ к отметкам предоставляется ученикам/ родителям по паролю.

8.   Повышается контроль за ведением журнала учителями в связи с открытостью информации.

9.   Появляется возможность большей индивидуализации в отношении успеваемости каждого ученика (можно ограничить круг лиц, которым доступна сводная информация обо всех отметках в стиле, принятом для традиционного журнала, а выводить ее, как правило, индивидуально по каждому ученику).

10.Появляются абсолютно невозможные ранее возможности анализа успеваемости по самым разным критериям, вплоть до проверки астрологических закономерностей (если это кого-то волнует).

11.При наличии у учителя доступа в Интернет дома появляется возможность раньше уйти домой и заполнить журнал, когда это удобно учителю.

Какие проблемы или где мышеловка?

1. Ломка привычек, стереотипов.

2. Не стоит недооценивать — это ключевая причина, хотя называть всегда будут все, что угодно (возможно, мне не хватит фантазии в перечисленных ниже пунктах)

3. Необходимость обучения технологии ЭЖ

4. Необходимость доступных техсредств: свободный компьютер, работающая сеть.

5. Сколько бы ни было компьютеров в школе, их недостаток или любые технические причины (а чаще квазипричины) всегда будут называться в качестве главной заковыки, хотя единственный бумажный журнал, безусловно, менее доступен.

6. Необходимость собственного «кондуита»

7. Он гибче любого журнала и не имеет технических и организационных ограничений. Многие и сегодня его ведут в качестве черновика и своего личного более удобного инструмента. Но есть и те, кто приспособился обходиться только стандартным журналом.

8. Готовность к техническим сбоям. В отношении бумажного журнала это воспринимается нормально (у кого в школе не было случаев, что журнал куда-то задевался?), но в отношении ЭЖ обязательно вставят «лыко в строку».

9. Необходимость технических средств:

·       компьютеры (персональные и серверы),

·       программное обеспечение,

·       сети (локальная и глобальная)

10. Необходимость технического обслуживания:

·       люди,

·       инструменты,

·       запчасти

11. Недовольство возможностями и внешним представлением ЭЖ

12. В отношении бумажного журнала об этом даже не думают: он же бумажный — его исправить невозможно

13. Недовольство качеством программы и скоростью ее исправления разработчиками

14. Поток предложений по поводу улучшения ЭЖ и ругательств в адрес интеллектуальных способностей разработчиков.

Если в вашей школе акцент проблем начал смещаться в нижнюю часть списка, вас можно поздравить с успешным внедрением ЭЖ.

А если вам в качестве предложения рассказывают о лучшей реализации ЭЖ в другой школе и вы начинаете думать о переходе на нее, не боясь несовместимости данных, значит:

1. Возврат к бумажным журналам вам уже никогда не грозит

2. Власти, наконец, ведут грамотную политику в отношении обеспечения программным обеспечением образования, т.е.

·       есть стандарты на формы и форматы данных

·       нет административной поддержки отдельным производителям ПО для образования

Литература:

1.   М.Э. Кушнир, О.М. Тришневская, Г.М. Кушнир. Электронный Журнал: опыт и проблемы использования //Сборник трудов. XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», 2006. (часть V), стр. 44 /// http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6155

2.   М.Э. Кушнир. Организация внутришкольного информационного пространства //Сборник трудов. XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», 2006. (часть IV), стр. 13 (Диплом за лучший доклад) /// http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6681

3.   М.Э. Кушнир. Особенности организации службы ИТ-поддержки в бюджетном учреждении //Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования. Выпуск 8.» 4 июля 2007 года /// http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=188&PHPSESSID=37312dadcb878a9760350b32eb1f2319

4.   М.Э. Кушнир. Корпоративные ресурсы гимназии 45 //Google-конференция «Образование 2.0» / 27 марта 2008 /// http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2007_08/ivc/google_edu2_ms45.htm

5.   Электронная система классных Журналов на Русском языке (РУЖЭЛЬ) /// http://www.rujel.net

Дополнительные возможности: