Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: SMART BOARD-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИЙ НЕСТАНДАРТНОГО РЕБЕНКА

Ярославцева Елена Ивановна (jarosei@gmail.ru)

Российский государственный гуманитаный университет (РГГУ), г. Москва

Современное общество создает все более сложные, насыщенные компьютерными технологиями среды, которые становятся частью культуры, удовлетворяя потребности человека в новых инструментах развития. Интерактивные доски Smart Board позволяют решать эти проблемы, одинаково успешно справляясь и с образовательной, и с коммуникативной задачам, крайне важными для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современное общество создает все более сложные, насыщенные компьютерными мультимедийными технологиями среды, которые становятся частью экосистем, качественными характеристиками современной ноосферы. Они становятся элементами культуры и их интенсивное развитие уже невозможно игнорировать. Приходящие в жизнь новые поколения являются естественным порождением, психобиологическим отражением этого многообразного мира. Современный человек теряет стандарты прошлого и, соответственно, нуждается в адекватных его новым потребностям инструментах развития и образования. Кроме того, перед ним самим стоит задача быть адекватными открывающимся космопланетарным возможностям, осваивать индивидуальные способы развития на основе разных форм коммуникаций. Непосредственные взаимосвязи, до сих пор играющие ведущую роль в воспитании, дополняются опосредованными, дистанционными отношениями, которые человек должен освоить как инструмент личностного развития.

Интерактивные доски Smart Board позволяют успешно решать эти проблемы. Они одинаково успешно решают как образовательную, так и коммуникативную задачу, которая крайне важна для детей с нестандартными – как ограниченными, так и яркими креативными – возможностями развития. Методические образовательные решения на основе резистивных технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему, что, в отличие от других компьютерных средств, не сужает функциональные возможности кисти, превращая ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки, но предлагает много других способов контакта. Это расширение тактильных соотношений открывает пока не проясненные перспективы, создавая принципиально свободное поле возможностей, на котором может реализоваться творческий потенциал многих нестандартно развивающихся индивидов. Важно отметить, что они в большинстве случаев, не завершили свое становление в пренатальном периоде и являются в системном смысле открытыми для дальнейшего развития. Интерактивная доска как инструмент становится прекрасным способом расширения индивидуальных потенций, воплощения их в определенный формы и придания им функциональной устойчивости. Интерактивная доска в разных ее модификациях – тот тип инструмента, который может быть хорошо комплексно управляем, являясь одновременно, по выражению психологов – зондом, создающим первичную информацию о внешнем мире.

В образовании ребенка нужно держать в зоне внимания не только когнитивные, но и коммуникативные возможности, которые позволяют освоить проблемную сферу и выработать соответствующий опыт. Коммуникативный подход позволяет увидеть инструментальность ситуации, возможность управлять ею, что очень важно для развития человека. Основываясь на системе обратной связи, человек (ребенок) может понимать насколько эффективны его действия, т.е. насколько он сможет создать управляемые с его помощью объекты. Эффект обратной связи не теряется, даже если эти объекты – мультимедийные. Ребенок получает закрепление своей успешности, что особенно важно для тех детей, кто не имеет развитых физических способностей, часто являющихся необходимым ресурсом для обучения. На основе такой инструментальной базы дети разной степени исходного развития могут приобрести опыт собственной самостоятельности. В целом, дети, будучи творческими индивидуальностями, в интерактивном взаимодействии с мультимедийными компьютерными системами обучаются самостоятельному существованию, проявляя онтологическую функцию расширяющийся и самоорганизующейся системы.

Одной из важных задач современного педагогического процесса становятся задачи саморазвития, самообразования, позволяющие создавать новые формы человеческой практики. Но, несмотря на поддержку этого тезиса, очевидность благоприятных перспектив, достижение результатов оказывается проблематичным. Проявляется реальная особенность развития открытых систем – риски развития. Понижение рисков также связано освоением использования новых инструментов, но для многих это не очевидно. Интенсивность и неуправляемость изменений, вызывает у многих педагогов сопротивление. У них, как у практиков возникает естественное опасение за непрогнозируемость изменений. И они нередко имеют срытую мотивацию, отражая желание получать благоприятные результаты и при этом не слишком активно реагировать на внешние изменения. Образование одновременно и творческая, и консервативная сфера. И многие педагоги не хотят изменений, особенно педагоги, которые имеют дело с детьми нестандартного развития (как с высококреативными, так и с отставанием в развитии). Они берегут найденные методики, полагая, что их потенциал не исчерпан. Но если говорить о цели движения, то она оказывается вне зоны их внимания. Они часто придерживаются прежних целей и не могут работать над построением новых перспектив.

Вообще, удержать приобретенное – естественная потребность успокоившихся неразвивающихся систем, стремление воспроизводить результат, ничего в него не вкладывая, не инвестируя в него никаких ресурсов. Это можно наблюдать, когда система прекращает расширяющееся развитие, а потом все медленно идет на угасание. Здесь педагогу приходится выбирать. Многие понимают, что риски новизны естественны: человек, осваивая новое, всегда находится в точке выбора, которая лишь в последствии позволяет воссоздать рисунок движения в освоении нового. Понятно, что человек, который не расширяется, естественно, не имеет актуальной задачи самоорганизации, поэтому он практически не изменяется, не развивается. Точнее говоря, он изменяется, но можно говорить лишь об обратном процессе: невостребованные возможности свертываются, потребности в творчестве угасают.

Как ни печально, это особенно часто такие ситуации происходят в случаях, когда вопрос касается работы с детьми, имеющими особые проблемы развития. Они не вышли на стандартный онтогенетический уровень формирования, оставшись неким более свободным сочетанием потенций, не имеющим завершенности некоторых этапов. У многих детей могут сформироваться незрелые способности. У некоторых отдельные максимально созревшие потенции существуют за счет совершенно неразвитых психофизиологических возможностей. В этом случае учителя, родители, а в последствии, и сам человек, встречаются с феноменом поиска природой новых путей развития, отражающим ее реакцию на ноосферные, эко-культурные изменения. В данном случае, естественно, трудно говорить о каких-то однозначных прогнозах, что многими воспринимается как благоприятная перспектива. Можно говорить лишь о сохранении принципиальной возможности развития, а не свертывания потенций человека.

Возможно, при работе в этом поле проблем, надо переходить к задачам, связанным с сотрудничеством с природой. Это более широкое, чем обучение предметному знанию, задача образования. Она несет в себе общегуманистический потенциал. Но может реализоваться только через конкретный инструментальный ряд, позволяющий реализовать творческие задачи, не ограничивающий, а принципиально допускающий возможности создания новых систем взаимоотношений, коммуникаций.

Современные условия интенсивного развития втягивают в образовательный процесс детей с нестандартными возможностями, неустойчивыми связями, функциональной организацией. Доски Smart Board могут выступать не только как познавательный инструмент, но и как коммуникативный. Они позволяют работать с объектами познания в их мультимедийной форме, а так же создают возможности интерактивной коммуникации. И что важно, как коммуникации с другими, так и аутокоммуникации, что создает эксклюзивную ситуацию. На достаточно раннем этапе созревания происходит расширение систем соотношения со своими собственными возможностями, но не в биологическом, а в социальном пространстве. Организм ребенка расширяется, строит свои новые функциональные органы в системе компьютерных мультимедийных сред, порождая новое мировосприятие. Риски такой новизны требуют специального внимания, но закрывать этой перспективы нельзя, поскольку альтернативой для детей с отставанием в развитии, или с неустойчивостью, гиперактивностью, может быть лишь свертывание процесса развития. В становлении таких детей необходимо перенести внимание на коммуникативный аспект в познании, сменить когнитивно-коммуникативную парадигму на коммуникативно-когнитивную.

В принципе, можно сказать, что человека необходимо обучать новым способам коммуникации, построения отношений с миром. И в первую очередь помогать работать со своей собственной природой, с собой, развивать способности самоорганизации. Этот опыт, накапливаясь, создает практические методы получения допуска к своей собственной природе, своим потенциям. Новые технологии становятся органичной частью решения этой практической задачи.

Дополнительные возможности: