Главная страница
Фотогалерея
Конференция ИТО

Информационное письмо

Программный комитет

Оргкомитет

Договор оферты

Условия участия в конференции

Список заявленных участников

Список докладов и секций

Партнеры



ООО "Цверг"

статистика

AllBest.Ru
Научные конференции
Яндекс цитирования

ШАХМАТЫ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Неизвестных Виталий Николаевич (chess21@rambler.ru)

Государственное образовательное учреждение Байкитская средняя общеобразовательная школа (ГОУ «БСОШ»), г. Байкит

Доклад посвящен проблемам изучения информатики в средней школе. Основой доклада служит многолетний опыт работы автора в области школьной информатики. Предполагается использование шахмат как предметной области при изучении курса информатики средней школы. Упор в изучении информатики делается на творческие задания как способ активизации мышления учащихся.

CHESS AND INFORMATION TECHNOLOGY IN THE SCHOOL

Neizvestnykh Vitaliy (chess21@rambler.ru)

The State Institution “Baikitskaya Secondary Schools”, Baykit

The report is devoted to the problems of studying Information Technology at secondary schools. The base of the reports a long standing experience of the author’s work at school as a teacher of Information Technology. It is supposed to use chess as the base for studying Information Technology at the secondary school. The stress is made on the creative tasks as the way active thinking (mentality) of the pupils.

Бурный прогресс компьютерной техники способствует развитию информационных технологий и ведет к пересмотру целей и задач школьной информатики в сторону дальнейшей гуманизации обучения. Одним из последствий этого бурного прогресса является превращение школьной информатики в своеобразную мета дисциплину, подразумевающее её тесное взаимодействие с другими школьными предметами. Видится важной интеграция курса информатики также и с разными вне предметными понятийными областями. Одной из самых интересных областей интеграции, на взгляд автора, является построение курса школьной информатики на формально-фигурной и понятийно-смысловой базе шахмат. Об этом и идет речь в докладе.

Легенда о создании шахмат. Задача о зернах пшеницы, как прообраз вычислений в электронных таблицах. Шахматная доска как вычислительный прибор арабских математиков. Кодирование информации и шахматная нотация. Виды шахматной нотации. Алгебраическая. Описательная. Телеграфный код. Система знаков шахматного журнала «Информатор». Головоломки и комбинаторные задачи на шахматной доске. Дружественная и враждебная расстановки фигур на шахматной доске. Задачи о пяти и восьми ферзях. Теория графов и расчет вариантов в шахматной партии. Дерево расчета. Евклидова геометрия шахматной доски. Правило квадрата. Правило треугольника. Коневое колесо. Неевклидова геометрия шахматной доски. Траектории движение короля. Равенство пути при движении по прямой линии и разным видам ломаных линий. Техника и фантазия. Давид и Голиаф на шахматной доске. Алгоритмы достижения выигрыша в «точных» позициях. Шахматы как полигон искусственного интеллекта. Шахматный автомат Кемпелена – точный механизм при «встроенном» игроке и отсутствии машинного интеллекта. Ткацкий станок Эдмунда Картрайта как продолжение шахматного автомата Кемпелена. Шахматные выкладки Клода Шеннона по теории искусственного интеллекта. Современные шахматные программы для практической игры, анализа позиций и ведения баз данных шахматных партий.

Одна из задач человечества – успеть за отмеченным выше бурным развитием компьютерной техники, дабы не допустить превращение человека в биологический придаток компьютера. Использование шахмат в качестве предметной области при изучении курса информатики способствует развитию человеческого интеллекта, помогая при этом понять преимущества и недостатки интеллекта компьютерного.

Литература:

1.   Ботвинник М. О кибернетической цели игры – М.: Советское радио, 1975.

2.   Гижицкий Е. С шахматами через века и страны – Warszawa: Sport i turistika, 1958.

3.   Рудин Н. От магического квадрата к шахматам – М.: Просвещение, 1969.

4.   ШАХМАТЫ. Энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1990.

Дополнительные возможности: