ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИИ
БИОЛОГИИ.
Курбатов Всеволод Валентинович (valent@svs.ru)
МОУ Средняя школа №13, г. Псков
В данной работе я представил свой опыт работы по использованию
ИКТ в преподавании биологии. Материалы курса имеют ряд особенностей, поэтому изучение
многих вопросов требует наглядный материал. В предложенных тезисах я кратко изложил
использование мультимедиа в урочной и неурочной деятельности. Внеурочная деятельность,
в частности проектная деятельность учеников и учителя увенчалась созданием сайта
«Изборск — заповедный край земли русской».
Сегодня мы переживаем глобальный процесс информатизации общества.
Компьютерные технологии позволяют внести изменения в инструктивно-методическую деятельность,
а также должны оказать влияние на содержательную сторону предмета.
В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений
и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания.
К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов,
биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Поэтому при изложении материала оптимальнее
использовать фото, видеоматериалы, или, что, на мой взгляд, более приемлемо и удобно
– анимацию. Можно применять готовые или разрабатывать самому, зная программы Gif-аниматор и Flash-анимация. Подвижные
компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять
явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления,
но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной
для усвоения скоростью. Обладая определённой сноровкой, демонстрационный материал
могут изготавливать сами учащиеся, что позволит им глубже проникнуть в суть изучаемого
явления микромира.
Мною разработан элективный курс «Биохимия клетки». В теме «Нуклеиновые
кислоты» наиболее сложным для понимания является структура ДНК и процесс репликации.
Известно много учебных моделей ДНК, но наиболее удачной и интересной, на мой взгляд,
та которую можно воссоздать при помощи программы визуализации молекул RasMol V2.7.
Учащемуся предоставлена возможность при помощи вращения модели,
ознакомиться с общим планом строения молекулы, освоить сложную структуру нуклеотида.
Такая наглядность помогает оперативно усвоить строение и принципы на основе которых
выстраивается вся молекула ДНК.
В уроке «Развитие жизни на Земле преследовалась следующая задача
– закрепить и расширить представления об ароморфозах и идиоадаптациях у вымерших
и ныне живущих организмов. Выявить ароморфозы, идиоадаптации возможно лишь только
лишь в том случае, когда реально познакомишься с объектом и средой его обитания.
Поэтому, этот урок снабжен великим множеством видеофрагментов, анализируя которые
класс способен выявить примеры к изучаемым терминам.
Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при
помощи программы PowerPoint. С её помощью учителю удобно
подавать материал в удобной для учащегося форме. И что не мало важно уроки-презентации
делают учащегося активным участником учебного процесса. В условиях модернизации
образования, перехода на предпрофильное и профильное обучение ИКТ приобрело особую
значимость.
Широко распространённая в последнее время проектная деятельность
может быть представлена в форме мультимедийной презентации, позволяющая сделать
доступным и привлекательным результаты исследовательской работы.