Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

секции

Содержание

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2, III.3

- IV -

- V -

- VI -

- VII -

- VIII -

- IX -

- X -

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2003/Секция I /Подсекция 2

УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Шелепаева Альбина Хатмулловна

Управление образования г. Добрянка, Пермской области

Рассматривается целесообразность использования учебной модели при формировании системно-информационной картины мира.

Формирование системно-информационной картины мира остается актуальной проблемой до сегодняшнего дня. Если становление естественнонаучного мировоззрения, как отмечал С.А. Бешенков, реализуется циклом учебных предметов, то информационное видение объективной действительности рассматривается только на уроках информатики. Учитывая количество отводимых для преподавания информатики часов, говорить о формировании целостного представления о системно-информационной картине мира проблематично.

В учебных пособиях системно-информационную картину мира определяют как характеристику систем различной природы раскрывающей особенности их целевого функционирования на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации. К описанию внутреннего представления данной картины подобное определение не подходит, т.к. не позволяет определить необходимые дидактические условия для ее формирования. Исследования в разных областях знаний выделили ярко выраженную тенденцию. «Образ мира» А.Н. Леонтьева, метод качественных структур Г.Р. Рейнина, обобщенные схемы П.Я. Гальперина, модель знаний выпускника Т.А. Кувалдиной, модели системно-информационной картины мира, представленные в работах А.С. Лесневского, Н.В. Матвеевой, так или иначе, отмечают, что в основе знаний (представлений об окружающем мире) лежит система понятий изучаемой области.

Системно-информационная картина мира, отраженная в аппарате мышления человека, может быть представлена в виде совокупности взаимосвязанных понятий, рассмотренных под единым концептуальным каркасом. Поэтому для ее формирования, учитывая особенности восприятия информации, необходимо создание учебной модели системно-информационной картины мира, которая должна быть, подчинена следующим принципам:

  • принципу структурного соответствия внешнего (окружающей действительности) и внутреннего (системно-информационной картины мира);
  • принципу соподчиненности (систематизация информационных единиц по различным уровням с учетом структурных зависимостей);
  • принципу открытости (любая модель системно-информационной картины мира имеет множество точек роста);
  • принципу избирательности (отображение отдельных элементов системы происходит с учетом критериальных параметров);
  • принципу динамичности (способности адаптироваться к изменяющимся условиям).

По уровню сложности структурно-компонентного состава можно выделить следующие типы моделей системно-информационной картины мира: линейная; объемная; «голографическая». Названия были взяты исходя из представлений школьников 8-9 классов, которые отражают непосредственно форму представления системно-информационной картины мира, а не его содержание.

Для формирования линейной модели системно-информационной картины мира целесообразно привлечение информационных ресурсов и поисковых систем сети Интернет. Тогда учебная деятельность должна включать следующие этапы деятельности учащихся:

  1. пропедевтический — освоение базовых понятий информатики;
  2. теоретический — освоение сетевых, телекоммуникационных технологий; знакомство с образовательными ресурсами Интернет.
  3. практический — проектирование учебных веб-ресурсов.

Для работы с базовыми понятиями необходимо использовать методы эвристического обучения, которые позволяют преодолеть субъектность в восприятии мира, использование на этапе практической деятельности проектных технологий, позволяет отработать навыки структуризации и систематизации данных и осознанному формированию внешней линейной модели системно-информационной картины мира.

написать автору

Сервер поддерживается фирмой НПП 'БИТ про'