Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

секции

Содержание

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2, III.3

- IV -

- V -

- VI -

- VII -

- VIII -

- IX -

- X -

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2003/Секция I /Подсекция 1

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Синьковская Татьяна Алексеевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого), г. Тула

Рассматривается проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения в своей профессиональной деятельности, для самообразования, самосовершенствования и повышения квалификации.

Современный этап развития общества характеризуется процессом информатизации, т.е. использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию и интеллектуализацию основных сфер человеческой деятельности, ускорение научно-технического прогресса и демократизацию общества. Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Он предполагает использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его качества и эффективности.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одной из важнейших задач высшего педагогического образования на современном этапе развития общества стала подготовка будущих учителей различных специальностей к педагогической деятельности с использованием средств и методов информатики. Особую актуальность приобрела подготовка учителей информатики к педагогической деятельности в системе дистанционного обучения. Поэтому потребность в квалифицированных специалистах, владеющих в полном объеме информационно-компьютерными методами обработки информации, возрастает.

Функциональные возможности и технические характеристики дистанционного обучения в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает их все более доступными для массового пользователя. Эти возможности в настоящее время значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, что ставит перед образованием новую проблему.

Необходимость внедрения технологий дистанционного обучения в образование обусловлена еще и тем, что в современных условиях человеку приходится заниматься самообразованием всю свою сознательную жизнь, поэтому образование должно быть непрерывным. Непрерывное образование в значительной мере связано с дистанционными формами обучения, то есть с реализацией сетевых технологий, а сетевые технологии, в свою очередь, открывают большие возможности для эффективного осуществления личностно-ориентированной парадигмы образования.

Поэтому в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы» говорится о том, что педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты.

Таким образом, возникает проблема готовности учителя информатики:

  • к использованию образовательных ресурсов компьютерных сетей в своей профессиональной деятельности;
  • к самообразованию, самосовершенствованию и повышению квалификации с использованием технологий ДО;
  • к преподаванию основ технологий дистанционного обучения в вузе;
  • к созданию новых сетевых образовательных ресурсов.

Готовность учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения является составной частью готовности к профессиональной педагогической деятельности. Определение понятия «готовность к педагогической деятельности» в современной философской и психолого-педагогической литературе трактуется по-разному.

Так в широком смысле понятие «готовность к деятельности» трактуется как готовность к жизненной практике в целом, к вхождению в новую среду, к самореализации в творческой деятельности, к переносу знаний и способов деятельности из одной сферы в другую, к деятельности в новых, постоянно изменяющихся условиях, к адекватной самооценке.

А в узком смысле мы рассматриваем «готовность к педагогической деятельности» как совокупность свойств и качеств личности учителя, адекватно отражающую структуру его педагогической деятельности, как решающее условие быстрой адаптации выпускника вуза к специфическим условиям педагогического труда, как предпосылку для дальнейшего профессионального совершенствования.

Такое понимание готовности требует адекватной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе.

Вместе с тем анализ содержания стандарта и программ подготовки в области технологий дистанционного обучения в педвузах показывает, что эта подготовка сводится, как правило, к формированию пользовательских умений в сети Интернет. Такой подход не позволяет в должной мере обеспечить уровень подготовки будущих учителей информатики к реализации всех компонентов их профессиональной деятельности, связанной с использованием технологий ДО в образовании.

написать автору

Сервер поддерживается фирмой НПП 'БИТ про'