Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Семинары

Презентации

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Содержание

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2, III.3

- IV -

- V -

- VI -

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2002/Секция I /Подсекция 3

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ

Уваров Александр Юрьевич

Университет Российской академии образования, г. Москва

Сегодня школы России начали переход к построению учебного процесса в условиях неограниченного доступа к информации. В сообщении рассмотрена возможная модель методической подготовки педагогов к практической работе в условиях открытой учебной архитектуры. Эксперимент по созданию и практическому опробованию такой модели начат в Московском центре Федерации интренет-образования.

1. Одним из основных пользователей ИКТ в школе, субъектом изменений в учебном процессе является учитель. Перечисленные выше ресурсы важны лишь постольку, поскольку они помогают учителям выстраивать свою работу по-новому. И хотя многие работники школы пока слабо знакомы с новыми информационными и коммуникационными технологиями, данная проблема хорошо осознана и привлекает к себе самое пристальное внимание[1]. Значительно меньше осознана проблема формирования у учителей набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в новых условиях. Учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения традиционного методического багажа. Среди новых способностей можно выделить те, которые опираются на использование Интернет:

  • организация работы учащихся, которые активно используют локальную и глобальную компьютерную сеть (доступ к сетевым ресурсам, в том числе, учебным материалам, размещение своих работ и т.п.);

  • разработка/компоновка специфических наборов электронных учебных материалов для конкретных нужд конкретных учащихся;

  • развитие и поддержка эффективного многоуровневого взаимодействия участников учебного процесса, в том числе, через Интернет.

Перечисленные способности обычно обсуждают в контексте проблем заочного/дистанционного образования. Однако, как показывает практика[2], материалы, разработанные для обучения на расстоянии, можно с успехом использовать и для работы с учащимися в рамках традиционного очного обучения. Опыт заочного/дистанционного обучения в области профессионального образования также свидетельствует в пользу смешанного подхода[3]. Есть все основания полагать, что смешанная модель организации учебного процесса и широкое применение электронных учебных материалов могут с успехом использоваться для трансформации учебного процесса в школе. Однако, чтобы использовать смешанную модель учебного процесса на практике, учителю недостаточно владеть ИКТ. Помимо этого, ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями. К сожалению, ни педагогические ВУЗы, ни ИПК, ни многочисленные учебные центры пока не уделяют такой подготовке должного внимания. Главная причина в том, что такая подготовка весьма трудоемка, требует разработки новых методов и организационных форм работы с учителями, поиск которых еще только начинается[4]. Вместе с тем, разработка моделей такой подготовки учителей крайне актуальна. Эти модели, в частности, могло бы лечь в основу подготовки учителей в рамках программы информатизации образования, которая была принята правительством России летом прошлого года.

2. Идея о необходимости методической подготовки педагогов, которая строится на базе приобретенных компетенций в области использования ИКТ, сама по себе не нова. Более того, для такой подготовки можно использовать многие из уже существующих, методических материалов[5]. Однако, такую подготовку невозможно организовать, оставаясь только в учебной аудитории. Особенность такой подготовки в том, что она требует постоянного обращения к личному опыту инновационной работы учителя, к анализу его практической работы в школе. Ему надо предоставить возможность «примерять на себе» различные приемы работы, осваивать их при активной поддержке со стороны коллег и консультантов. В ходе такой подготовки учителя сопоставляют успешные образцы, выполняют собственные разработки, ведут работу со школьниками, обсуждают ее результаты вместе с коллегами и консультантами. Пока модели такой подготовки педагогов не разработаны, многочисленные учебные курсы по применению ИКТ в учебном процессе считают свою задачу выполненной сразу после того, как курсант продемонстрировал навыки владения отдельными программно-техническими средствами. Не удивительно, что даже успешные выпускники этих курсов далеко не всегда применяют полученные знания на практике, что негативно сказывается на всех мероприятиях, связанных с информатизацией школы.

3. Сформулированная проблема хорошо осознается в московском центре ФИО. Здесь предпринимаются попытки разработать модели непрерывной профессиональной подготовки (педагогического самообразования) педагогов в области новых педагогических технологий, которая дополняет их подготовку в области ИКТ. Одна из таких попыток — разрабатываемая сегодня модель «ИнтернетКласс» — направлена на «выращивание» новой педагогической практики и ее последовательное распространение с помощью сетевого методического объединения выпускников ФИО. Эти работы разделены на четыре этапа.

  • Группа опытных педагогов-предметников (сетевых методистов) при поддержке группы консультантов (специалистов в области разработки учебных материалов и создания автоматизированных систем учения/обучения) разрабатывает версии учебных материалов для школьников, которые доступны через Интернет. В ходе разработки эти материалы опробуются в условиях школы, а разработчики этих материалов приобретают практический опыт соответствующей деятельности в реальных условиях.

  • После опробования разработанных материалов в реальной учебной работе и обсуждения полученных учебных результатов члены головной группы (сетевые методисты и консультанты) обобщают свой опыт учебно-производственной работы и готовят первую редакцию модели (методики) учебной работы со слушателями и выпускниками ФИО. Эта модель фиксируется в виде: материалов для работы с учащимися, протоколов учебной работы, различных оценок учебной работы школьников, описаний и анализа опыта разработки сетевых учебных материалов и учебной экспериментальной работы.

  • Подготовленная таким образом модель используется для организации (воспроизводства) аналогичной работы с несколькими группами выпускников ФИО. Каждый методист, участвовавших в подготовительном проекте, становится консультантом очередной группы учителей. Члены группы воспроизводит цикл работ по созданию и экспериментальной проверке собственного пакета сетевых учебных материалов (на основе имеющихся образцов и опираясь на личный опыт работающего с ним методиста/консультанта). Параллельно с этим, методисты и консультанты продолжают совершенствовать свои собственные материалы, проверять их эффективность в процессе учебной работе со школьниками.

  • Разработанные учебные курсы проверяются экспериментально в ходе практической учебной работы со школьниками. Наработки, выполненные коллективом методистов/консультантов, анализируется, обобщаются и используются в качестве основы для дальнейшего совершенствования и развития методов работы с педагогами, которые приходят на переподготовку в центры ФИО. В результате, выпускники ФИО будут не только уметь готовить www-страницы и пользоваться Интернет как хранилищем различных ресурсов, но и методически осознанно разрабатывать сетевые учебные материалы, использовать как свои, так и чужие тематические разработки для проведения систематической учебной работы со школьниками.

4. В качестве программного обеспечения в рамках проекта «ИнтернетКласс», помимо стандартных средств MS Office, MS FrontPage и MS Publisher, используются система ИнтернетОбучения «ДОЦЕНТ» и сопряженная с ней система разработки интерактивных заданий и тестов «УНИАР-Билдер»[6].

В качестве методического задела используются планы занятий, подготовленные членами сетевого объединения методистов, которые участвуют в выполнении проекта. Начата экспериментальная работа, которая включает:

  • подготовку материалов по пяти модулям, покрывающим предметы естественнонаучного цикла: физика, химия, биология, астрономия, география,

  • экспериментальное обучение школьников с использованием Интернет.

В экспериментальной работе, кроме московских педагогов и школьников, участвуют школьники и учителя из Карелии, Самарской области и Алтайского края.

5. Разработка и воплощение в жизнь предлагаемой модели позволяет решить несколько важнейших задач современного этапа информатизации образования в России:

  • выявить исчерпывающий перечень специфических техник и практик, которые необходимы педагогу в ходе работы в условиях открытого доступа к информации, избытка методических и ученых ресурсов;

  • отработать методику начальной подготовки учителей в области педагогического дизайна, организации сетевого взаимодействия с коллегами и учениками;

  • отработать рекомендации по составу и методам использования различных программных и технических средств для решения тех или иных специфических педагогических задач в условиях современной школы;

  • накопить практические рекомендации для выработки проекта протокола о составе и оформлении «унифицированных учебных объектов», их хранении в сетевых базах учебно-методической информации.

Последнее особенно актуально в условиях развертывания серии национальных проектов, связанных с созданием образовательных портала.


[1] На решения этой задачи направлены усилия многих программ. Сети учебных центров Федерации интернет-образования и компании Интел – два примера, которые обсуждаются и на этой конференции.

[2] Первыми в нашей стране это обнаружили работники высшей школы.

[3] См., например, ONLINE LEARNING NEWS, 2001, Vol. 4, No. 39, Dec. 18.

[4] Конкурс Интернет-уроков, проводимый учебным центром «Эйдос», - один из шагов в этом направлении.

[5] См., например, Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. А.Ю. Уваров, Электронный учебник: теория и практика. – М: Изд-во УРАО, 1999.  

[6] С этими средствами были представлены компанией УНИАР ( )

написать автору

Сервер поддерживается фирмой НПП 'БИТ про'