Главная страница

общение

Перейти на форум

Написать автору

события

Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции

Оглавление

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2

- IV -

- V -

- VI -

Непрошедшие экспертизу

Алфавитный список авторов

статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования

Вид доклада: [стендовый доклад и публикация]

ИТО-2001/Секция II /Подсекция 4

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ СОЗДАНИИ И РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ

Владимирский Борис Михайлович, Тамбиев Артур Эдуардович, Тугой Иван Александрович

Ростовский государственный университет (РГУ), НИИ нейрокибернетики им. А.Б.Когана РГУ (НИИ НК), г.Ростов-на-Дону

Сформулированы и обсуждаются рекомендации, позволяющие учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся при создании электронных учебных пособий нового поколения и организации процесса обучения с использованием этих пособий.

Опыт внедрения новых технологий обучения, связанных с использованием электронных учебников, показывает, что даже самое лучшее программное и техническое оснащение зачастую не дает желаемого эффекта. И связано это, на наш взгляд, с тем, что существующие электронные пособия практически не учитывают психологические и психометрические характеристики обучающихся, их психофизиологический статус, а следовательно не позволяют индивидуализировать обучение.

Конструкция электронных учебников должна увязываться не только с содержанием курса, но и с индивидуальными особенностями обучающихся, должна учитывать допустимые нагрузки и разнообразие среды, предъявляемой для восприятия, с учетом доминирования отдельных анализаторов.

Возможно высшая школа должна стать первым институтом в стране, который станет учитывать, хотя бы на уровне новых информационных технологий, факт наличия в стране большого числа наших сограждан, мозговая организация психических процессов у которых реализуется несколько по иному, чем у других.

На основе проведенного нами анализа сформулированы рекомендации для учета индивидуально-типологических особенностей обучающихся, которые необходимо использовать как при подготовке электронных учебников, так и при организации процесса обучения. С учетом этих рекомендаций нами реализован соответствующий программный модуль. Такой модуль должен встраиваться во все электронные учебники, создаваемые с учетом разработанных рекомендаций, и с его помощью может быть организован процесс освоения учебного материала. Тестирование обучающегося с использованием предлагаемого модуля осуществляется один раз, в том момент, когда он приступает к работе с электронным учебником. Результаты этого тестирования запоминаются и являются основой для автоматического выбора индивидуальной траектории обучения.

В зависимости от силы, слабости, подвижности и некоторых других особенностей нервной системы конкретного обучающегося, доминирования у него того или иного вида памяти и т.д. необходимы разные формы и объемы представления учебного материала и контрольных вопросов, соответствующие паузы в ходе освоения учебного материала. Так, например, для обучающихся, характеризующихся сильной по возбуждению нервной системой, желательна яркая палитра цветов на мониторе и специально организованная звуковая стимуляция в форме шума, напоминающего шум водопада. Для тех, кто характеризуется доминированием моторной памяти, необходимо предусмотреть возможность и необходимость ставить метки в узловых точках осваиваемого материала, подчеркивать особо важные для понимания фрагменты текста и т.д.

На основе анализа имеющейся литературы по оценке индивидуально-типологических особенностей учащихся нами систематизированы требования и рекомендации, использование которых при создании электронных учебников, наряду с выполнением эргономических требований, позволит создать новое поколение таких учебников и существенно повысить их коэффициент полезного действия при обучении.

Естественно, что при создании электронных учебных пособий, отвечающих сформулированным требованиям, при сохранении одного и того же содержания необходимо иметь несколько вариантов компоновки и оформления учебного материала. Это потребует дополнительных затрат времени, но позволит значительно более эффективно организовать процесс обучения. Проведенный анализ показывает, что реально существует относительно небольшое число комбинаций индивидуальных особенностей обучающихся, что делает создание электронных учебников нового поколения вполне реальной задачей.

написать автору
Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса