ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ОБЛАСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Богословский Владимир Игоревич, Извозчиков Валерий Александрович, Потемкин Михаил Николаевич (nich@herzen.spb.ru), Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), г.Санкт-Петербург.

В условиях формирования глобального информационного пространства человеческого общества понятие образовательного пространства, понимаемого как непрерывное, неразрывное множество индивидуальных форм развития образовательных возможностей, неизбежно приобретает смысл информационной системы, оптимальный процесс управления которой обладает такими критериями, как: целенаправленность, быстродействие, экономичность, самообучаемость на основе четко работающей обратной связи и др. Информационно-образовательное пространство (ИОП) определяется как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования ИОП как отдельно взятого учебного заведения, так и региона и отрасли в целом. С позиций информологии - науки о процессах и законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, как одной из категорий миропонимания наряду с материей, пространством и временем, движением и т.п., а также как одного из важнейших условий жизни [2], ИОП выступает в качестве пространства формирования личности информационной цивилизации, освоившей информационную картину мира - многомерную информационную пространственно-временную модель последнего, представленную символами, сигналами, информационными потоками и средами в их совокупности.

Представляя собой адаптационную модель глобального (общего) информационного пространства ИОП наследует наиболее характерные функциональные признаки первого - так, в коммуникативном аспекте ИОП представляет собой пространство совместной учебной деятельности на основе электронно-коммуникативных систем и средств обучения [1]. Интерпретационная же компонента общего информационного пространства, суть которой сводится к совершению совместных действий путем установления известных соглашений, приобретает особую ценность для одушевленных субъектов ИОП в аспекте приобщения к стержневым основам информационной парадигмы цивилизации [3]. В этой связи авторы настоящего доклада подчеркивают предпочтительность расшифровки аббревиатуры ИОП именно как "информационно-образовательное", нежели "информационное образовательное пространство". Последний терминологический вариант зачастую подразумевает лишь техническую основу ИОП.

В условиях формирования многомерного ИОП образовательного учреждения педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии (ПИТ) - системы материальных (технологических) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления. Создание и развитие ПИТ является необходимым условием для функционирования ИОП, так как эти технологии, с одной стороны, базируются на основах теории педагогики, психологии, информологии, информатики, упрравления, с другой - используют широчайшие возможности современной техники [4]. В частности, в условиях педагогического университета внедрение новых ПИТ направлено на реализацию таких основных функций ИОП, как информативная, интегративная, коммуникационная, координирующая, развивающая, профессионально-ориентирующая, общекультурная гуманистическая и др.

Литература

  1. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Наука в педагогическом университете: Вопросы методологии, теории и практики. -СПб., 2000.

  2. Извозчиков В.А., Богословский В.И. Введение в информологию: программа курса. -СПб., 2000.

  3. Извозчиков В.А., Лаптев В.В., Потемкин М.Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. -1999.-N-1.

  4. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект) / Под. ред. В.А.Извозчикова. -СПб., 1997.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования