АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

Максимов Николай Анатольевич (nousch@mtu–net.ru), Романова Ирина Борисовна, Московский государственный авиационный институт (МАИ), г.Москва, НОУ «Школа сотрудничества», г.Москва

Все больше школ оснащаются современной вычислительной техникой. Во многих из них ставится задача создания единого информационного пространства. Не должны оставаться в стороне и школьные библиотеки. Они должны взять на себя функции хранения и распространения не только печатной, но и электронной информации, полученной из Интернета или с электронных носителей (энциклопедии на оптических дисках, электронные учебники и т.д.).

В этой связи остро встает вопрос повышения эффективности труда школьного библиотекаря и на помощь ему должна прийти вычислительная техника. Нами предлагается созданная и опробованная в школе система «АРМ библиотекаря».

Эта система позволяет вести всю документацию регламентируемую инструктивными документами, поддерживать базу данных читателей, осуществляя в конце года их автоматический перевод из класса в класс, каталог художественной и учебной литературы, производить поиск нужной литературы по названию или ключевым словам, проводить списание устаревшей и испорченной литературы, готовить сводки и формы для бухгалтерии и администрации школы, справки для учителей предметников о литературе, которую берут их ученики и ряд других операций.

Применение для школ уже созданных и эксплуатируемых в «больших» библиотеках систем неэффективно из–за их большой избыточности и высокой стоимости. Предлагаемая система выполнена как база данных MS Access 2.0, что делает ее реализуемой в школах, оснащенных современной вычислительной техникой.

Основная трудность при опытной эксплуатации состояла в организации первоначального ввода исходных данных, так как заполнить карточки на 10–15 тысяч наименований книг для библиотекаря, который пока не видел явной пользы от этой утомительной работы достаточно сложно. Здесь необходимо организовать помощь библиотекарю со стороны школьников, изучающих информатику или как, было в нашем случае, этим занимались студенты одного из авторов. Только имея в руках готовый инструмент, можно приступать к обучению библиотекаря, но и здесь встретится довольно много трудностей, так как многим, особенно пожилым и наиболее опытным работникам библиотек психологически очень трудно начать работать с компьютером.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования