ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (КОНЦЕПЦИЯ ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЛИ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛЕТНИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ)

Горвиц Юрий ©, 2000, Центр современного образования», Ассоциация «Компьютер и детство»

Одним из направлений эффективного применения информационных технологий в образовании является интегрированное проектно-ориентированное творческое образование детей во время летнего отдыха в лагере.

Многолетний опыт работы в «Международном детском компьютерном лагере-школе» в Переславль-Залесском, в детском интеллект-лагере «ЮНИВЕР» в Словакии, а также знания, накопленные во время участия в Международных конференциях по этой проблематике в Лондоне и Париже, Варне и Эдинбурге, Москве и Сингапуре позволили в 2000 году реализовать эти идеи на этот раз в Болгарии, где мы организовали «Международный детский центр образования, культуры, науки, отдыха и спорта» — лагерь «ЮНИО-Р».

Ключевым понятием остается «кафедра» — базовый элемент образовательной инфраструктуры — место, где в увлекательном, проектном стиле группа детей совместно с руководителем осуществляют какую-либо продуктивную творческую деятельность. Приветствуется участие детей в нескольких проектах одновременно. Поощряется объединение в одном проекте нескольких деятельностей — интеграция кафедр.

Информационные технологии как современные средства обеспечения различных видов образовательной деятельности, а также средства коммуникации и доступа к информационным ресурсам позволяют ребятам осуществить разнообразные проекты, получая при этом знания из различных научных дисциплин, приобретая полезные навыки получения, обработки и представления информации.

О проектном образовании в лагере. В специально отведенное время (с обеда до ужина, а при желании и после) работают «кафедры». Руководители, квалифицированные педагоги, предлагают детям выполнить за короткую смену (2-3 недели) один-два проекта по тематике работы кафедры. При этом дети могут работать индивидуально или небольшими группами. Руководитель не учит, не устраивает уроков или лекций, а просто помогает ребенку в его деле советами, подсказками, ненавязчиво давая ему необходимые знания. Эта деятельность может происходить не только в оборудованном классе, но и в лесу, на пляже, на лужайке — где угодно.

В ходе работы над проектом ребята могут меняться ролями: так если проектом является создание собственной странички в Интернете, то один ребенок может взять на себя функцию дизайнера, другой — фотографа, третий — редактора текстов и т.д. В проекте «Оценка экологического состояния воды в лагере» кто-то проводит непосредственные измерения, кто-то занимается компьютерной обработкой данных, кто-то описывает полученные результаты. Обсуждается каждый проект сообща. Готовые проекты представляются на «презентации» проектов, которая обычно происходит в конце смены, и может быть организована в различной форме, в том числе и игровой. Информация о проектах размещается на страничке в Интернете.

В лагере работали кафедры:

  1. Интернет: общение с миром

  2. Дизайн в Интернете

  3. Пресс-центр (искусство обработки текстов и настольные издательские системы)

  4. Компьютерная графика и анимация

  5. Психология (этика общения)

  6. Архитектура и дизайн

  7. Экология

Приведем в качестве примера некоторые проекты нынешнего года:

Главный «интегрирующий» все остальные проекты – создание своего сайта в Интернете (адрес: junior.ort.ru) — ребята учились самостоятельно проектировать и делать свои собственные странички, содержащие текст, рисунки, фото.

Опыт многих лет показывает, что лагерь в такой форме оставляет глубокий позитивный след в душе ребенка. О большом интересе к такого рода деятельности: ненавязчивой, увлекательной, живой, веселой, имеющей конкретные видимые результаты, свидетельствует тот факт, что многие дети, десятки детей едут в такой лагерь из года в год.

Если исходить из общей цели: «разностороннее образование (в широком смысле) ребенка при благоприятных условиях для его физического и психического здоровья» и представить пребывание ребенка в таком лагере как естественное продолжение учебного года, но только в других условиях, с несколько иными задачами, то этот «умный и полезный отдых» следовало бы встроить в систему школьного образования как «пятую четверть» или «третий семестр», в течение которой (которого) проходит творческая научная практика (стажировка) учащихся. Во время такой практики учащиеся совмещают отдых с системной научной, культурно-познавательной программой и при этом занимаются самостоятельной творческой практической деятельностью.

Направления, которые представляются наиболее перспективными в нашем лагере и при этом вызывают явный интерес у детей: коммуникации, Интернет, web-дизайн, анимация, издательское дело, экономика и бизнес, языки и страноведение, моделирование, информатика и программирование, архитектура, экология, обработка текстов, обработка цифровых фотоизображений, психология. Проекты можно осуществлять как в рамках отдельно взятой дисциплины, причем более узкой (например, компьютерный дизайн или социальная психология, реклама или пи-ар), либо, наоборот, осуществлять междисциплинарный проект, объединяющий компоненты из различных областей знания.

Сервер поддерживается фирмой НПП "БИТ про"
Лучшие программы для образовательного процесса
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 AllBest.Ru Яндекс цитирования